Зовущие тропы Урал-Батыра

ЗОВУЩИЕ ТРОПЫ УРАЛ-БАТЫРА

 

Располагаясь на стыке двух частей света – Европы и Азии, на оживлённейшем перекрёстке исторических торговых путей, Башкортостан занимает большую часть Южного Урала.

УРАЛЬСКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ

Седой, овеянный легендами и народными преданиями, Урал крепко хранит свои сокровенные тайны, открывая их лишь наиболее преданным и надежным людям. Но порой его сокровища выставлены как бы напоказ, наружу, поражая всех своей суровой красотой и неповторимостью. Это не только причудливо изрезанные морщинами старины скалы или отвесные орлиные кручи каньонов рек. Манящие в непредсказуемые таинства подземного мира провалы пещер, постоянно шумящие и низвергающие вниз свои бесконечные струи  красавцы-водопады. Порожистые реки, берущие свое начало на склонах гор. Но и, наконец, бесконечные разноликие  хребты, протянувшиеся с севера на юг на многие сотни километров. Их величественные вершины гор – Ямантау и Иремель – самые высокие горы Южного Урала.

Вершина горы Иремель

Это гордость нашей республики, - хранители многочисленных легенд и сказаний народа, населяющего эти места многие века. К одной из них – к горе Иремель мы и предлагаем совершить наше путешествие, чтобы поклониться ее величию, ее неповторимой красоте и удивительной  ауре, благотворно влияющей на общее состояние, пришедшего к ней человека. Посмотреть на сжатые в кулак горные хребты, окружающие его и веером расходящиеся в разные стороны. Унести собой частицу увиденной красоты с тем, чтобы поделиться ею с близкими вам людьми. Что не маловажно, так это сезонность посещения этого природного феномена. Он всегда примет тех, кто пришел к нему на поклон с чистыми помыслами и добрыми намерениями. Иремель красив всегда, в любое время года.

Зимняя тайга Иремеля

Иремель – одна из самых высоких и красивых гор Южного Урала. Вблизи неё расположены истоки крупнейших уральских рек – Белой (Агидели) и Урала (Яика). Сама гора Большой Иремель принадлежит к хребту Аваляк, являясь его мощным западным отрогом.

Вблизи горы протекает река Березяк. Она для туристов-водников является экзаменатором тактики и техники прохождения ее многочисленных препятствий, для будущих более сложных походов по рекам необъятной России.  Среди них многочисленные пороги с берущими гребцов  в объятья и круговерть своих  «котлов».  Косоструйные прижимы, кидающие легкие туристские суденышки из стороны в сторону и пытающиеся выкинуть их на осклизлые, острозубые камни. Река,  хоть и короткая, но при весенних уровнях воды представляет по своей спортивной  сложности «тройку».

 

Река Березяк

История исследований Урала давнишняя. Проект комплексных академических экспедиций, начавших свою деятельность еще в 1768 году, составил великий М.В. Ломоносов. Экспедиция, названная «Оренбургской», под начальством Ивана Лепёхина и Петра Симона Палласа собрала весьма разносторонние сведения о Приуралье. Были уточнены направления хребтов, даны довольно точные их характеристики, описаны речные долины, реки и озера, встреченные карстовые явления. На материалы экспедиций тех лет до сих пор ссылаются многие учёные.

У башкир Южного Урала Иремель был святой горой, восходить на неё запрещалось неписаными законами. Еще писатель Мамин-Сибиряк описал случай, произошедший с оренбургским губернатором, который поднялся на вершину Иремеля и поставил там палатку. Разразилась гроза. Молния убила проводника, а губернатор со своей свитой убежал вниз. «Святой Иремель его пугал», – говорили тогда башкиры.

В 1965 году гора Иремель отнесена к памятникам природы Башкортостана, в настоящее время решается вопрос о присвоении ей статуса природного парка и территории, прилегающей к ней. Привлекательность и ценность Иремеля столь значительна, что туристские группы из других регионов России организуют помощь в сохранении её самобытности. Собирались у подножия горы биологи из Нижнего Новгорода, Перми, Саратова, Новосибирска. Ежедневно силами экологов с территории вывозили по 120 килограммов мусора. Неужели, так трудно убрать за собой то, что было принесено самими отдыхающими? Я специально не называю этих людей туристами т.к. сам более полувека отношусь к этому кочующему, любящему и уважающему окружающий мир племени Туристов.

Древние легенды и предания свидетельствуют о богатой истории и ключевой роли Южного Урала в эволюции человечества. Эпос «Урал-батыр», «Акбузат», ряд других устных легенд, сказаний и преданий башкирского фольклора передают из поколения в поколение народную мудрость, бережно хранят в них свои знания исторических событий этих мест.

Величественный облик Иремеля представлен нагорными террасами, увенчанными  останцами из кварцевых песчаников. Каменными  котлами и глинистыми пятнами на террасах. Огромными каменными россыпями, будто созданными выпавшими из кармана  Алпамыши большими камнями, когда он перешагивал через горы.

Говорят, что в стародавние времена жил в этих краях рослый народ, начало которому дал исполин Алпамыша. Великаны бродили по лесу, как по траве, могли запросто вырвать с корнями лю­бое дерево. Один мальчишка из того рода, игравший неподалеку от своего дома, увидел, как обычный человек пашет землю  на трех лошадях. Поднял он того человека вместе с лошадьми, да так и принес домой.

- Этого жучка я нашел в поле, - сказал он отцу. - Он чертил там черные борозд­ки по земле.

Тогда отец сказал мальчику:

- Нет, сынок, это не жучок. Это такой же человек, как мы все. Ты его не губи, от­неси туда, где подобрал. Большое количество легенд вобрала в себя гора- красавица Иремель.

Ступенчатые склоны горы глубоко расчленены и покрыты преимущественно хвойными лесами, состоящими из ели, пихты и лиственницы. Вершины Иремеля венчают снега, которые держатся там до конца июня, да горные тундры с каменными россыпями, будто пришедшие сюда с дальнего севера.

Греки в древние времена называли Уральские горы Рифейскими. Именно с Волго-Уральским регионом идентифицируется ряд географических объектов священной книги древних индоиранцев – Авесты. В ней река-женщина Рангха или Ардви Сура – сравнивается с Волгой или даже Белой, которую древние авторы (в частности Птолемей) даже считали истоком Волги.

В этой же книге – Авесте – золотой горе Хукарья, то есть Иремелю, придается значение, сравнимое лишь с древнегреческим Олимпом. Не случайно персидские цари в начале первого тысячелетия нашей эры посылали экспедиции на Урал – в горы Хаара Бедайти, разделяющие лежащий в ледяном оцепенении «Мир мрака» (Сибирь) и последнюю из 16-ти стран, созданную верховным богом и отцом всех иранцев Ахура Маздат. Древние источники говорят, что легендарный Заратустра, живший 5 тысяч лет назад на Южном Урале, оставил на горе Иремель сокровенные знания человечества, записанные на золотых пластинах.

Башкиры издавна обращаются к Иремелю с подчением, с просьбой о помощи, о содействии удаче или иному благому, но трудному делу. Они называют его Поклонной горой. В одной из легенд, касающейся происхождения вершины называемой  Кабан, что переводится с башкирского языка на русский, как стог,  говорится.  Якобы у подножья Иремеля жил егет, который был вынужден во время сенокоса отрабатывать долг, взятый им взаймы у бая во время суровой зимы. Бай заставил его скосить всю траву, что росла в окрестности Иремеля. Скосил её егет, сложил в копны, пришел к баю за расчетом. Тот рассмеялся и, показав рукой на Иремель, ответил, что вон твой стог, бери. Расстроился егет. Отошел от бая к подножью горы и стал просить Аллаха о помощи. Вдруг раздался гром и все пять стогов сена, что были сложены им у подножья горы, заходили ходуном, поднялись вверх, затем опустились вниз и окаменели. Две из них – Большой и Малый Иремель до сих пор напоминают своими очертаниями стога сена.

 И степь, и тундра, и тайга

Истосковавшись за зиму по летнему теплу и зелени, мы при малейшей возможности скрываемся от городской суеты и шума. Зелёный цвет растений обладает успокоительной силой, потому на имеющую нескончаемое количество оттенков зелень мы можем глядеть бесконечно долго. И весь этот долгожданный комплекс положительных эмоций можно получить здесь, на горе Иремель.

Ручьи Иремеля

Послушать волшебное журчание многочисленных ручейков, прячущихся среди огромных замшелых валунов. Словно исполинские сказочные стрелы стоят золотистые стволы сосен, подпирая синеву неба. Высоченные старые ели с опущенными донизу кронами и стволами, покрытыми корой, словно серо-коричневого цвета броней, поверх которой проступают прозрачные капли смолы.

Профессор И.М. Крашенинников дал краткую, но чёткую геоботаническую характеристику горы, выделив на ней, пять вертикальных поясов: альпийский, субальпийский, лесной, лесостепной и степной. В природном комплексе иремельских гор ярко и многосторонне отражены типичные черты ландшафтов высоких поднятий Южного Урала, в том числе и близлежащих хребтов Аваляк и Бахты, Нургуш, Уреньга, Таганай, Зигальга, Нары, Машак и горы Ямантау.

Гольцовый пояс Иремеля

Гольцовый пояс Иремеля

Гора Иремель живописна и доступна. Поэтому туристские маршруты могут прокладываться практически со всех сторон. Даже с севера, представленного труднопроходимыми хребтами Нургуш, Ялангас, Уреньга, Ягодный, Аваляк и некоторыми другими, имеющими спортивные перевалы второй категории сложности. Они уже пройдены и классифицированы уфимскими туристами-горниками под руководством Р. Киреева.

Хребет Ялангас

Часто к Иремелю идут и со стороны города Учалы и от деревни Николаевка. Но наиболее доступный и познавательный маршрут проложен к вершине Иремеля от поселка Тюлюк, расположенного в 40 км от автотрассы М-5, соединяющей Уфу и Челябинск.

Административно гора Иремель расположена в Белорецком районе Республики Башкортостан на границе с Челябинской областью. Это двухвершинный массив (Иремельская подкова) с тремя ключевыми вершинами – горами Большой и Малый Иремель и горой Жеребчик.

Большой Иремель. (Большой Кабан)

По преданию, Большой Иремель олицетворяет могучего, сильного и доброго человека. Малый Иремель – его сына, а неподалеку расположенные горы Кабанчик и Жеребчик олицетворяют его домашних зверей. Время не щадит даже этих, казалось бы, вечных гор-исполинов. Каменное «тело» их сложено преимущественно метаморфическими горными породами. Сам хребет Иремель по праву считается олицетворением южноуральской красоты. Он красив в любое время года, а потому и идут на поклон те, у кого выбралось 2-3 дня отдыха.

Горные породы хребта сформированы древними кварцевыми песчаниками, тёмно-серыми или чёрными сланцами. Величественный облик Иремеля представлен ступенями-террасами, увенчанными жандармами-останцами из кварцевых песчаников, каменными котлами и глинистыми пятнами, разбросанными на террасах.

Кажется, что эта гора непоколебима. Не страшны ей ни ветры, ни стужа. Ничего не может нарушить покой её древних, устоявшихся горных пород. Никакие земные силы не сдвинут камни, покоящиеся на склонах и вершине. Но это не совсем так. Несмотря на то, что Уральские горы действительно являются древними, и здесь не может быть сильных движений земной коры, всё же их не назовешь совершенно спокойными. Из наиболее ощутимых и врезавшихся в народную память землетрясений можно назвать то, что произошло 7 августа 1914 года. Оно было оценено в 3 балла. Во время него в домах близлежащих деревень раскачивалась мебель, падали со стен картины, образовывались трещины в штукатурке, понизился уровень грунтовой воды в колодцах.

Ступенчатые склоны горы глубоко расчленены и покрыты преимущественно хвойными лесами, состоящими из ели, пихты и лиственницы. Вершины Иремеля венчают держащиеся до конца июня снега и каменные россыпи, да горные тундры, будто пришедшие сюда с дальнего студёного Севера.

Тундра Иремеля

Уникален климат Иремеля. Частая и резкая смена погоды с сильными колючими ветрами, достигающими 10–13 метров в секунду, которые могут сменяться тихой безоблачной погодой. Зимние метели то образуют наддувы меж каменных глыб, скрывая их и заставляя горовосходителей всегда быть начеку, то оголяют плоские спины камней, превращая их в настоящий каток. Да и морозы здесь могут лютовать нешуточные – градусов под 40 – обычное дело.

По растительности склонов Иремеля и окружающих его хребтов практически можно точно определить стороны горизонта. На восточных подветренных склонах, где осадков выпадает до 400–450 мм в год, снежный покров невелик. На наветренных западных склонах осадков выпадает 700–1100 мм. Здесь снежный покров более мощный и доходит до 1 метра. Не только зимой, но и осенью нередки снегопады, а туманных дней набирается до двухсот.

Таежная зона

Таежная зона

Погода на горе всегда необычная, переменчивая: резкий ветер сменяется затишьем, летнее солнце – шквальным дождем с градом, окрестности моментально окутываются туманом. Средняя температура января - 16, июля + 14 градусов.

Ландшафты подвержены закономерностям высотной поясности. Широко представлен пояс горной тёмнохвойной тайги из ели и пихты с редкой примесью других пород деревьев – сосны, берёзы, лиственницы, а иногда и липы. С высоты 1100 метров тайга сменяется криволесьем и густыми низкорослыми стланиками.

Лесостепь на мелкосопочнике Зауральских хребтов

Купальницы Иремеля

С каждым шагом вверх по склону происходит осознанное восприятие смены почти всех природных комплексов, характерных для европейской части России: спустившись по восточным склонам, ощутите аромат трав сухих степей, а поднявшись до высоты в 1300 метров, попадаешь в пояс гольцов, или горной тундры. Здесь плоские вершины и нагорные террасы покрыты зеленеющими мхами, оранжевыми накипными лишайниками с примесью трав, ягодных кустарников и можжевельника.

На востоке видна полоса мелкосопочных предгорий с хребтами Ирендык и Крыкты с кладовыми яшм. К западу и югу раскинули свои угодья заповедники – Южно-Уральский и Башкирский государственный, входящий в состав Национального парка «Башкирия».

Вот поляна, прижавшаяся к подножью отрогов Иремеля, словно золотой накидкой покрытая распустившимися цветами купальницы. На неё внезапно, без какого-либо предупреждения может выйти лось, а по осени вполне вероятна встреча с другим лесным исполином – оленем-маралом. Он призывно трубит, возвещая о своей силе и желании помериться силами с соперником. Богат и разнообразен животный мир Иремеля и его окрестностей. По цветущему разнотравью пронесётся лиса, спеша к спрятанной в укромном месте норе с лисятами, или безмятежно уставится на вас бурундук в полосатой шубке. Встречи с белками довольно часты – эти неугомонные животные почти не боятся человека. Словно играя в догонялки, они скачут по кронам деревьев, не то, спустившись вниз на землю, встают «столбиком» на задние лапки, как бы специально позируя человеку.

На вершинах Иремеля не слышен гомон певчих птиц. Неуютно им здесь: нет равнинного приволья, привычной пищи – семян кустарников, кущ трав, в которых можно было бы спрятаться и надежно устроить свои гнезда.

Лишь самые  зимостойкие птицы клесты, словно красногрудые снегири да бородатые глухари с ровно подведенными красной краской бровями. Рябчики и перепела прячутся в еловых кронах от всевидящих глаз огромных филинов. А от красавцев тетеревов, что сходятся в лесном редколесье или березовом белостволье для выяснения своих брачных отношений, невольно перехватывает дух. Но стоит только спуститься с гор вниз в разнотравье лугов, как сразу ощутишь неугомонный птичий хор – с соловьиными трелями, голосами красногрудых больших чечевиц, вечно задающими один и тот, же вопрос: «Виитю видел?».

РОДНИКИ ИРЕМЕЛЯ

Об иремельских родниках речь особая. Своим серебряным журчанием они приглашают вас к привалу, отдыху. Ручей – весёлый и неугомонный, с холодной, как лёд водой, готов удовлетворить все ваши прихоти. А вода на Иремеле особая, ласковая, радостью человека наполняет, силу в него вселяет и дурные мысли отгоняет.

 

Мне много пришлось  путешествовать по России. Но что у меня вызвало радость и одновременное беспокойство, это то, что в районе Тыгынского курумника, среди замшелых осклизлых валунов, я встретил удивительное растение «радиолу розовую» в народе называемую «золотой корень». 

Он встречается в горах Алтая, Саянах, Забайкалье и Урале. Народная медицина приписывает этому растению свойства, приравнивая их к действию женьшеня.

''Родиола розовая''

Родиола розовая — широко распространенное растение с очень разнообразными признаками,  которые в разных местах обитания сильно варьируют. В нашей стране родиола розовая встречается чаще всего в горах южной Сибири: на Алтае, в Саянах, в горах Тувы. Реже — на Крайнем Севере европейской части России и Урале. Растет в основном на высотах от 1500 до 2700 м над уровнем моря на склонах всех экспозиций в различных экологических условиях. Наилучшие условия для обитания родиолы — места с обильным проточным увлажнением в долинах горных ручьев и рек, каменистых берегах, галечниках. Золотой корень известен издавна как средство, повышающее выносливость и работоспособность человека. Вообще растение это применяли при многих болезнях, но способы лечения сохраняли в тайне. Старинное алтайское поверье гласит: тот, кто найдет золотой корень, до конца дней своих будет удачлив и здоров, проживет два века. Широкое применение находит родиола розовая в восточной медицине, там ее называют даже "тибетским женьшенем". Раньше запасы сырья родиолы розовой в нашей стране были значительны. Однако неорганизованные и бессистемные сборы, часто просто варварское уничтожение этого растения привели к тому, что естественные запасы сильно сократились или даже исчезли совсем в некоторых регионах, особенно на Алтае и у нас на Южном Урале. Сейчас родиола розовая занесена в Красную книгу "Дикорастущие виды флоры СССР, нуждающиеся в охране", а также в региональную Красную книгу "Редкие и исчезающие растения Сибири", и Красную книгу Республики Башкортостан. Для восстановления зарослей родиолы требуется не менее 15-20 лет упорного труда ученых-биологов. Родиола розовая хорошо растет в культуре, но в промышленных масштабах ее не выращивают. Установлено, что в культуре процентное содержание действующих веществ у родиолы снижается.

31 декабря 2010 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан  № 524 было создано государственное бюджетное учреждение «Природный парк Иремель». Он находится в ведении Республики Башкортостан и располагается на землях Белорецкого и Учалинского районов республики. Общая площадь земель в границах Природного парка составляет почти 50 тыс. га (49 338 га). Согласно положению, на него возлагаются задачи по сохранению природных комплексов, уникальных природных участков и объектов, видового разнообразия в них, а также историко-культурных объектов. 

Сейчас на Южном Урале  произрастают две формы родиолы иремельской – высокогорная и низкогорная. Ученые подсчитали, что на сегодняшний день на всех основных  вершинах хребтов Машак, Кумардак, Зигальга, Нары и Ямантау, расположенных  в Белорецком и Учалинском районах  осталось всего-навсего 1100-1200 экземпляров этого растения.

В далеких пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия я с моими друзьями туристами неоднократно проходил маршрутами по таежной глухомани Ямантауского горного узла. На большей части вершин хребтов, относящихся к нему, нами довольно часто встречались куртины этого растения. Росли они в основном  на границах тайги и осыпей-курумников.

Я сам видел значительные скопления золотого корня на Алтае, Восточном Саяне и Якутии. Местные жители – алтайцы, тувинцы, якуты и буряты, уходя в тайгу на охоту, и сейчас берут с собой  настойку этого животворного  корня

Родиола иремельская – растение эндемичное, то есть растущее на очень ограниченной территории – ареале, исключительно на горных хребтах Южного Урала. Это мощный иммуностимулятор. Сейчас растение находится на грани исчезновения и занесено в Красную книгу Башкортостана, Родиола розовая - одно из популярнейших лекарственных растений. В нем содержатся вещества, стимулирующие нервную систему. Приготовленная из его корней настойка повышает сопротивляемость организма.   Для корневища характерен золотистый отблеск, а при соскабливании наружного слоя — лимонно-желтый цвет.  Высота стеблей колеблется от 10 до 60 см. Впервые растение было описано в I веке н. э. врачом Диоскоридом. Научное название дано Карлом Линнеем в 1755 году. Свое  видовое название — rosea — оно  получило по запаху свежеразломанного корневища, который напоминает запах розы.

Тяжело писать в прошедшем времени слово – было. Но это факт. Я знаком с Альбертом Мулдашевым – человеком ПРИРОДОЛЮБОМ. В современных толковых словарях этого слова пока нет. А жаль. Он со своими единомышленниками-учеными  Института биологии УНЦ РАН около 10 лет тому назад решили восстановить популяцию этого уникального для Южного Урала вида родиола иремельская.  Для этого в Уфе, в Ботаническом саду было создано два питомника. Один – для теневой, низкогорной формы и второй – для высокогорной. И вот в конце августа 2012 года ими была организована первая акция массовой высадке 400 штук трехлетних сеянцев родиолы иремельской. Ученые считают, что теперь этого достаточно,  чтобы была спасена популяция этого редкого вида растения, силой  которого издревле пользовались жители ближайших аулов, а слава о нем была широко известна.

ПУТЬ К ИРЕМЕЛЮ. ПРЕДУРАЛЬЕ

Люди по-разному относятся к народной медицине. Некоторые ее благоволят, другие же наоборот, чуть ли не шарлатанством ее объявляют. Это дело каждого. Но то, что народ издревле пользуется целебной силой многих трав – не подлежит сомнению. Здесь на Иремеле и в его окрестности таких растений предостаточно. Не углубляясь в их множество можно упомянуть богородскую траву, именуемую народом чабрецом, душицу, называемую башкирами матрешкой. Тысячелистник и зверобой, медуница и первоцвет (примула), да чего только не встретишь здесь, стоит лишь только поклониться Иремелю и он поделится с вами своим сокровенным. Я специально перечислил всем известные травы. Если растереть в руках жесткие листья тысячелистника или бархатистые листья медуницы то ими, как чистотелом и крапивой, можно быстро остановить кровотечение. Душица и чабрец не только прекрасные растения для заварки чая, но и исполняют роль успокоительных средств. Мой друг известный писатель и народный травник-целитель Рим Билалович Ахмедов, собрал воедино множество рецептов, созданных на основе используемых в народе трав, кореньев, других частей различных растений. Его книга «Одолень трава» и ряд других не менее ценных книг, является настольной книгой, используемойкак рецептурный справочник жителями не только Башкирии, но России. Многие травы, применение которых описано Римом Ахмедовым, можно встретить здесь, на благостных склонах и скалистых кручах Иремеля.

ИРЕМЕЛЬСКИЕ СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ

Маршрут: посёлок Тюлюк (приют турфирмы «Роза ветров») – Большой Иремель – Малый Иремель – река Тыгын- исток реки Белой –п.Кирябинка.

Слово «Тюлюк» в переводе с древнетюркского языка означает «желание». Задержитесь здесь на некоторое время и совершите небольшие радиальные выходы. Если пешком пройти вдоль берега реки Тюлюк километра четыре вверх по течению, то вы непременно восхититесь «шумами» – Тюлюкским водопадом. То же произойдет и в случае знакомства с порогами, расположенными на красавице реке Березяк, протекающей неподалеку от поселка. Кстати, на порогах этой реки ежегодно организуются водные экстремальные туры на надувных пластиковых суднах большой вместимости и грузоподъёмности. С каждым годом туристов любителей-экстремалов, желающих вдосталь «хлебнуть» адреналина, становится всё больше, а это является надёжным показателем привлекательности предложенного маршрута.

На Большой Иремель от посёлка путь неблизкий, но посильный. Вначале дорога идёт вдоль речки Тюлюк – правого притока реки Юрюзань, вверх по ее течению. Затем сворачивает на юго-восток. Пересекает неширокую речку Карагайка и уходит некрутым подъёмом к перевалу. Перевал расположен между южными склонами горы Мельничной и отрогами красивейшего хребта Бакты, вдоль западных склонов, которого сформировала себе долину река Юрюзань. Ведущая к перевалу бывшая лесовозная дорога теперь служит надёжной тропой, которая ведет  к Иремелю. Огромные «каменные реки» спускаются вниз по склонам горы. Сложены они кварцевыми песчаниками, образующих разнокалиберные валуны и угловатые глыбы имеющих самые причудливые формы. Порою, они достигают объёма до 2-3 кубометров. И весь этот каменный хаос образует труднопроходимые, но живописные «каменные реки» – «курумы».

Своеобразную и живописную природную картину представляют «скальные города», которые расположены не только на Малом Иремеле, но и на окружающих его хребтах – Бахты, Нургуш, Зигальга, Аваляк. Словно застывшие изваяния великолепных творений зодчих Востока предстает это «камнерезное творчество». То в виде величественных минаретов или крепостных стен с зияющими в них бойницами. Или старинных замков, увенчанных причудливыми кладками башен и башенок в готическомм стиле.

В стороне от главной вершины Южного Урала горы Ямантау, к западу от межгорного понижения, простирается хребет Нары, на котором своей неповторимой красотой выделяется гора Ялангас.

ГОРА ЯЛАНГАС

В преддверии празднования 450-ой годовщины добровольного вхождения Башкирии в состав России, группой фотографов, в которую входили Владимир Трофимов, Рамиль Юсупов, Андрей Безруков и я – как журналист и краевед, был издан фотоальбом.  Часть фотографий  из него с согласия моих друзей я привожу в качестве иллюстраций при описании этого и некоторых других маршрутов.

Вершин на Южном Урале немало. Однако Ялангас завораживает своей необычностью, одновременно как бы олицетворяя красоту всех близлежащих «каменных городов» с реками, берущими своё начало у их подножий.

Если вы решили совершить восхождение на Иремель самостоятельно, без помощи проводника, то первый день маршрута считается достаточно сложным, ведь рюкзаки ещё тяжёлые. И, как-никак, предстоит преодолеть путь длиною более 12 км с подъёмом по вертикали на  600 метров.

Как известно, привыкание к нагрузкам на маршруте обычно наступает на 3-й – 4-й день. Поэтому в первый день не стоит надрываться, а следует двигаться с перерывами на отдых. Дойдя до ручьев с кристально чистой водой, остановитесь на ночлег. Вглядитесь в ночное небо, усыпанное мириадами звезд, вслушайтесь в несмолкающие переливы журчащих ручейков, а поутру полюбуйтесь красавицей вершиной Малого Иремеля, своей формой напоминающей корону. Вдохните полной грудью целебный воздух наступившего утра, залейте угли тлеющего костра и – в путь.

Впереди маршрут, полный лесных запахов, шёпота ветвей над головой, неумолчного говорка ручейков, скрывающихся меж камней. И именно за этими ощущениями свободы и простора и идут люди на овеянную легендами и сказаниями «поклонную» гору Иремель.

Говорят, что примерно четыре тысячи лет назад, по времени совпадающему с действием якобы инопланетного учебного центра «Аркаим», здесь, на Иремеле, был проведен жуткий обряд. Связан он был с библейским жертвоприношением тысяч животных – быков, овец, лошадей, и, самое страшное, людей. Кровь их ручьями стекала с вершины горы. Целью обряда была попытка заблокировать энергетический канал – важную точку нашей планеты, открывающуюся здесь, на Иремеле. До сих пор не угасают убеждения людей в том, что в этом месте на Землю поступает «космическая» (или «вселенская») любовь. То есть поток первичной энергии с необходимой для нас информацией, исходящей со стороны родительской Планеты-Звезды. Именно этот канал является как бы «пуповиной», связывающей нашу Землю с той «материнской» планетой. Той, на которой сначала жили люди, создавшие наш мир.

ИРЕМЕЛЬСКАЯ ТАЙГА

Тропа идет преимущественно по хвойному лесу из ели, пихты, сосны и лиственницы с примесью березы и осины, по северо-западному склону без ответвлений, направляясь к Малому Иремелю. Затем выводит на так называемую Сенаторихинскую тропу, и  с высоты 700-900 метров над уровнем моря входит в елово-пихтовый лес. Здесь начинается более крутой подъём, после которого попадаете  в заболоченную местность с густыми зарослями.

Лишайники-бородачи, свисающие с ветвей и стволов деревьев, напоминают сказочные картины, созданные художниками-мультипликаторами в фильмах-сказках. Становится прохладней, словно оказался в приполярной тайге.

Упавшие ели часто перегораживают дорогу, среди каменных россыпей выбиваются наружу ручьи. Понижение высоты деревьев является явным признаком того, что вы подходите всё ближе к вершине, а частое появление полян – верное подтверждение этому. Вот тропа поднимается ещё выше, через просветы полян слева отчётливо видна скалистая вершина Малого Иремеля, а справа – Большого. Это означает, что мы поднялись на высоту 1200-1300 метров.

Тропа у Малого Иремеля подходит к ручью и сворачивает на юг в сторону Большого Иремеля. Это место как нельзя лучше подходит не только для отдыха перед штурмом главной вершины хребта Аваляк, но и обустройства здесь места ночлега в случае непогоды. Если в небе солнце, то времени не теряйте и, перекусив, двигайтесь к вершине: погода здесь капризная, ненадёжная.

ТАЙГА. МХИ, ЛИШАЙНИКИ, БРУСНИКА

Разреженный лес зовётся парковым. Именно по нему и идёт тропа. Лес сменяется еловым стлаником, а под ногами вместо травостоя появляется моховой покров – начинается гольцовый пояс Иремеля. Впереди Иремельская седловина с видом на Малый Иремель. Радуют глаз кусты брусники с прошлогодними, но съедобными ягодами, куртинки пушистой ивы и стелющийся низкорослый можжевельник. Мы вошли в очередной природный комплекс – травяно-моховую тундру.

Поднявшись на более высокую террасу, примыкающую к северной подошве Кабана (Большого Иремеля), чувствуем, что под ногами становится суше. Это место местные жители называют Заглавок. Здесь начинается следующая зона – лишайниково-моховой тундры с оленьим мхом, овсяницей, брусникой, голубикой и можжевельником. Осока встречается редко. На плоских «ладошках» камней и выемках видны пятна глины.

У северной и западной подошвы Кабана даже в июле можно встретить снежники. Здесь это не редкость, так как средняя температура месяца около 10 градусов. Подъём на Кабан идёт через сплошное нагромождение камней, покрытых слоем накипных лишайников жёлто-зелёного цвета. Идти трудно. Под ногами – качающиеся камни, норовящие сбросить с себя непрошеных гостей. Холодный ветер несколько остужает взмокшие спины. Дыхание становится частым из-за заметно разряженного воздуха. Но он чист и свеж. Но вот мы и наверху! Под ногами – земная твердь, вознесшаяся на высоту в 1582 метра над уровнем моря. Плоская вершина покрыта большей частью мхами и жёсткой низкорослой щетинистой  осокой. Другим растениям здесь неуютно. Видны многочисленные глинистые пятна и каменные котлы.

Советуем отложить своё восхождение на Малый Иремель и возвратиться для ночёвки к оставленному ранее биваку с костром и ужином.

Начать восхождение на Малый Иремель лучше всего с западной, ближней к лагерю и самой высокой, точки. Все сопковидные вершины стоят в окружении каменных россыпей. Преодолев крутой ступенчатый склон нагорной террасы, где сосны, словно по уступам шагают вверх по трещинам скал, оставляя в них живительные семена и опавшую хвою, вы выйдете на восточную вершину горы. Отсюда открывается удивительная картина, созданная тектоническими явлениями с каменной архитектурой, не подвластной воображению даже самого одарённого зодчего. Особо впечатляют террасы, которые, поднимаясь друг над другом, образуют гигантскую лестницу от Малого Иремеля к Большому Иремелю. А внизу, занимая всю ширину межгорной впадины, расположена грандиозная «каменная река». Она образована обломками горных пород, скатившимися вниз со склонов образующих ее хребтов. И под ними, спрятанные от людских глаз, текут воды реки Тыгын, берущей свое питание из древнего болота. Вода в реке никогда не замерзает. Восточный борт этой горной долины представлен лесистым хребтом Аваляк. По обоим бортам впадины у нижних горных склонов прямо из леса поднимаются живописные «скальные города» с громоздкими скалами-останцами. Красота да и только! Северо-восточный склон Малого Иремеля покрыт парковым лесом. Через него идёт тропа, уходящая на восток – в Зауралье. Обращают на себя внимание лиственницы с как бы срезанными вершинами – это работа молний. Грозы над Иремелем явление нередкое и довольно опасное.

КУРУМНИК - КАМЕННАЯ РЕКА ИРЕМЕЛЯ

Если вы решили увидеть исток реки Белой, то спускайтесь вниз по этой тропе, пересекайте курумы и реку Тыгын, а затем поднимайтесь по ней к седловине перевала на хребте Аваляк.

Там тропа раздваивается. Одна идёт на юго-восток в сторону старого села Кирябинка, а другая – на восток. У деревни Байсакалово дорога пересекает реку Белую и ведёт на север к деревне Новохусаиново. Как таковой этой деревни уже нет, лишь пастухи живут здесь летом. Километрах в двух от этого места, если идти по тропе в юго-восточном направлении, и находится исток реки Белой – Агидели, считающейся матерью башкирских рек. Пожалуй, стоит присесть «на дорожку» у истока реки воспетой многими писателями и поэтами. Давшей пристанище большинству городов республики. Недаром о ней сложено много народных сказаний и легенд. С одной из них малознакомой, но поистине народной, и связано ее название, а в данном случае ее имя, с этим творением Уральских гор – горой Иремель, считающейся отцом этой великой для башкир реки Агидели.

АГИДЕЛЬ - ДОЧЬ ИРЕМЕЛЯ.

Как повествуется в знаменитом эпосе «Урал-батыр», Яик, Идель, Нугуш и Сакмар были сыновьями легендарного Урал-батыра. Собрались вместе братья и решили новые места себе поискать. И так же, как сделал Идель, один за другим ударили они своими мечами по горам, чтобы, разрубив их, дать людям воду, страдавшим в те времена от засухи. И тотчас же забила, забурлила потоком живительная влага, и побежали во все стороны из разрубленных гор ещё три реки. Зажурчали наполненные влагой родники и ручьи, неся людям радость. Имена всех четырёх братьев-батыров увековечил народ в названиях рек: Идель, Яик, Сакмара и Нугуш.

В далёком 1966 году работник управления «Башкиргеология» Ф.Ф. Чебаевский подарил мне изданную в Челябинске книгу Серафимы Власовой «Герцогиня Акуля». Так вот в той книге приведено практически неизвестное жителям Башкортостана предание о реке Белой. Записано оно С.К. Власовой в 1964 году от Г.А. Вильданова, уроженца деревни Тунгатарово Учалинского района РБ (кстати, эта деревня дала название и удивительной по красоте яшме, из которой камнерезами Петергофской гранильной фабрики созданы шедевры камнерезного искусства). Я более сорока лет хранил эту легенду, лишь изредка знакомя с ней учеников. Она с особой яркостью подчеркнет поэтичность и образность народного языка и фольклора. В косматую, седую старину родилась эта сказка. И была она столь древней, что мало кто помнит её. А сказка эта о девушке смелой и очень отважной, красавице Агидели…

В большой горной стране Сыростана, что лежала в самом сердце Камня-гор (так раньше назывался наш Урал), жил когда-то старик Иремель. Голова его покрылась сединой, под бременем прожитых лет и забот согнулась его спина, а некогда богатырская сила покинула старика. Только в глазах ещё горело пламя могучей силы и такой человеческой воли, которая может опрокинуть горы, остановить грозу и разогнать тучи, может вселить в людей храбрость и отвагу, покорить непокорённых. И любить, любить жизнь, как любить может только молодой джигит…

И любил старик Иремель свои горы, бескрайние просторы за ними – загадочную, уходящую к небу степь. Любил он озера с их бездонной глубиной, тишину лесов и шум родниковой воды. Но больше всего на свете любил он свою дочь Агидель. Она была для него дороже всего на свете, самым дорогим родником, глядя на который он пополнял свои силы. Ведь она была продолжением его рода, его народа.

Мать Агидели умерла давно, и отец один растил дочь. Он научил её храбрости, воспитал равной отважному джигиту по силе и не уступающей древним мудрецам по уму. Недаром, когда состязались конники-джигиты в езде на конях или в беге, Агидель всегда была первой. Когда же собирались аксакалы-мудрецы, Агидель не раз помогала им прийти к мудрому решению и положить конец их спорам.

Агидель была на диво хороша собой. Оттого все люди любовались нежностью её лица, подобного горному цветку, что растёт и ныне в горах Урала. Её улыбка, светлая и добрая, была подобна утренней заре, а в глазах всегда мерцала словно капелька росы. Сердце Агидели не познало ещё радости любви, хотя многие джигиты не задумываясь отдали бы жизнь за её улыбку и любовь. Вместе с другими девушками летом она работала в поле, пасла скот, доила кобылиц. А какой кумыс получался у неё! Выпьешь пиалу – и голову закружит, ароматом трав обдаст. Забьётся сердце радостней у человека, и кровь по жилам побежит быстрей. Зимой же она пряла, ткала шерсть, шила из медвежьих шкур одежду для джигитов, расшивая её разноцветными узорами. Одним словом, не любила Агидель сидеть без дела, трудилась, как и все остальные.

А как, говорят, она пела! Все старики и старухи, не только девушки и парни, приходили послушать. В те поры люди пели после работы, когда на землю приходила ночь и всё кругом засыпало. Спали и горы. Даже вершины сосен и елей не качались. Не пробегал и бурундук, на елях не плакали совы.

Вот и говорится в сказке, что хоть и есть на свете много-много гор, но такой тишины, какая бывает только на Урале – в горах, никогда и нигде не услышишь. Послушайте сами. Постойте ночью на одной из гор или заберитесь на какой-нибудь шихан – почувствуете сами, как вокруг вас разливается тишина. Ни единого шороха и звука не услышишь. И всё это будто потому, что, когда пела Агидель, замирали горы…

Так и жила она, как и все другие девушки племени. Но вдруг замолкли песни Агидели, перестала она петь – не до песен стало. Примечали люди, что с каждым годом на горах становилось всё жарче. Придёт весна – и сразу весь снег жара будто слижет. Словно большое-большое чудище откуда-то дышало огромной пастью, из которой шёл огонь и раскалённые ветры. От зноя изнемогали степь и горы. Пересохли все родники, ушла под землю вода. Начали гореть леса. В полях даже полынь пропала. Молили Аллаха люди, чтобы смилостивился он над народом и послал дождя. Долго-долго советовались мудрецы, как спасти людей и скот, как преградить дорогу дракону и его знойным ветрам, вырвать из его пасти воду. Говорили старики-аксакалы. Печально стояли люди, опустив головы. Казалось, не было дороги к спасению от жары. И вдруг с кошмы поднялась древняя старуха. Она вместе с другими слушала мудрецов. Сухая, как палка, воткнутая в землю много-много лет назад, старуха едва держалась на ногах. Кожа на лице её сморщилась как корочка на пареной репе, только что вынутой из печки, а почти мертвые глаза её говорили: «Чужой век я уж захватила».

И вот старуха заговорила, шамкая беззубым ртом. Долго и терпеливо слушали её мудрецы. А когда она прошептала, что спасти народ может только тот, у кого есть крылья, – не поняли её. Хотя знали, что старость редко ошибается. И верно: чем дальше старуха говорила, тем больше открывалось тайн гор и седых преданий. Самая же большая тайна, открытая старухой в тот страшный день и год для народа, была тайна о копье из хрусталя. Ежели кто его найдёт (а скрыто оно в глубине горных кряжей), то сможет пронзить им любой камень, скалу и целые хребты. «И потечёт тогда из расщелин гор хрустальная живая вода, – шамкала старуха, – только живая вода сможет спасти людей и землю от засухи и смерти. Смерть же несёт дракон. Погибнуть он может только от живой воды. Сгинет он – и тогда всё снова зацветет. Но может сделать такое только тот, кто смел, как редкостная птица – большой орлан, мудрый, как все мудрецы нашей земли, чистый душой, как только что родившееся дитя». Замолкла старуха, а люди, не сговариваясь, поглядели на Агидель. Каждый сердцем понял, что это сможет сделать только она – Агидель. Поняла и она слова старухи. Молча поклонилась она народу и отцу за то, что пал выбор на неё. Стала собираться в путь. Не привыкать ей было садиться на коня и скакать по нехоженым тропам, встречаться со зверем лютым и всяких чудищ увидать.

И когда наступила ночь, собрались люди проводить Агидель. А она уж коня за поводок держала. Обняв отца и поклонившись людям, надела она убор воина, села на коня и помчалась в ночь, навстречу… Кому – и сама не знала.

Немало сменилось дней и ночей, много ей довелось встретить диких зверей и страшных чудищ по дороге. Но говорят, что сердце, отданное на подвиг, не боится самых злых зверей и самых жутких страшилищ.

Маленький бурундучок, что знает, как в любую норку можно убежать, помог Агидели, показав ей дорогу к хрусталю. Бурундук юркнул в расщелину скалы, а Агидель, привязав коня к кедру, кинулась за зверьком, поняв, что не просто зверушка крутилась возле неё.

Протиснулась Агидель в расщелину горы и вдруг на большой поляне очутилась. А поляна вся окружена горами, и не простыми, а из хрусталя. Зажмурилась поначалу Агидель, оттого что горы разными огнями отливали. Была тут и чёрная хрустальная гора, и красная, и жёлтая, но больше всего сияла гора из прозрачного хрусталя. На траве у самой горы лежало хрустальное копьё, а рядом стояло такое чудище, что Агидель в страхе попятилась назад. Но в это время, откуда ни возьмись, появился огромный красавец лось. Он кинулся на чудище и, подняв его на рога, швырнул в пропасть.

Подняла Агидель хрустальное копьё и увидала, что на том месте, где оно лежало, забил родник. И такая была в нём чистая вода, что её можно было принять за капельки ожившего хрусталя…

Взяла девушка копьё, напилась живой воды и помчалась к людям, вновь через зной и мимо огненных зарниц и чудищ. Хрустальное копьё она держала остриём вперед, и перед ним, как и говорила старуха, рушились горы, раздвигались скалы. И однажды вдруг за спиной услыхала Агидель плеск воды. В радости она оглянулась и остановилась: за ней, как самая чистая роса, вода бежала. Она пробивалась за Агиделью сквозь горы, то бурля на перекатах, то, успокоившись, бежала тихо-тихо, то, споря с камнями, весело шумела.

Радостно встретили люди Агидель. А новую реку её именем назвали. И на горе семь древних мудрецов, одетых в белые одежды, подали Агидели самую большую награду их племени – редкостной и смелой птицы крыло, большого орлана. Гору же, на которой Агидель с отцом жила, и по сей день называют в память об её отце – Иремелем.

Кирябинская сенокосная поляна. Иремельская осень

ПОСЛЕСЛОВИЕ

В мае 2003 года, по инициативе региональной общественной благотворительной организации Центр содействия Волго-Уральской экологической сети (ЦС ВУЭС) организован Союз Друзей Горы Иремель. Движение Друзей заповедных территорий широко распространено в европейских странах, где такую поддержку получают многие национальные парки, природные резерваты, где оно стало выражением отношения нации к сохранению природного наследия. В России подобное движение только начинает развиваться. Союз Друзей Горы Иремель - межрегиональное общественное объединение, созданное для взаимодействия и обмена информацией с целью сохранения горы Иремель. Основные задачи Союза - обеспечение взаимодействия и обмена информацией о ценности и угрожаемости природных сообществ Иремеля. Объединение усилий граждан, стремящихся реально участвовать в сохранении уникальной природы горы Иремель. Организация и проведение практических природоохранных мероприятий, направленных на повышение эстетической ценности и сохранности памятника природы (субботники по уборке мусора, рейды по выявлению нарушений охранного режима и т. п.). Но самым главной задачей является экологическое воспитание и просвещение всех, кто пользуется дарами природы столь многообразными, удивительными и легкоранимыми.

Привлекательность и ценность Иремеля столь значительна, что многие туристские группы из других регионов России организуют безвозмездную помощь в сохранении ее самобытности. По данным, взятым мною из Интернета, в 2005 году была проведена экологическая акция, организованная Тольяттинским клубом любителей горы Иремель. Более 15 студентов Самарского университета с биологического факультета совместно с сотрудниками общественной благотворительной организации очистили склоны и вершины горы от мусора. Собрались у подножия горы биологи из Нижнего Новгорода, Перми, Саратова, Новосибирска. Ежедневно силами экологов с территории вывозили по 120 килограммов мусора – оставленной «памяти» отдыха приезжающих сюда отдохнуть и насладиться красотами природы. У меня, имеющего туристский стаж более 50 лет, не поворачивается язык назвать этих людей туристами – это просто потребители того, что всем нам дала эта щедрая природа. И это надо ценить и всецело беречь!

Вот и закончилось наше путешествие. Впереди старое село Кирябинка, дорога, ведущая от нее в город Учалы иль Белорецк. Думается, что путешествие не оставило равнодушным тех, кто любит и бережет природу родного края во всем её многообразии и величии. Кто пришел поклониться Иремелю с чистым сердцем и чистыми помыслами!

Начало Иремельского лета

 

Туры Центр саморазвития Контакты